Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои - один из ведущих театров Узбекистана, его национальная гордость, притягательный центр музыкально-театральной культуры. Труппа театра овладела всем богатством национального и мирового классического наследия, что позволило создавать высокие образцы узбекского музыкально-сценического искусства.

Уникальное здание театра построено по проекту академика архитекторы Алексея Викторовича Щусева. Каждое из шести боковых фойе театра украшено архитектурным декором, присущим шести областям Узбекистана.

Удивительно, как в короткий исторический срок театр сумел пройти путь от становления до мирового признания.

В 1939 году здесь была поставлена первая опера узбекского композитора Мухтара Ашрафовича Ашрафи — «Буран». С этого времени коллектив обрел свой статус и стал называться Государственным Узбекским театром оперы и балета. В марте 1948 года ему было присвоено имя великого узбекского поэта Алишера Навои, в 1959 – звание «Академического», а в 1966 – «Большого». С этих пор театр успешно оправдывает своё высокое название – «Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои».

В репертуаре театра зарубежные, русские, национальные оперы и балеты.

Тесно связано с историей театра имя народного артиста Узбекской ССР, балетмейстера Ибрагима Юсуповича Юсупова. После окончания хореографического училища в 1955 году Ибрагим Юсупов поступил в труппу этого театра, где вскоре начал исполнять ведущие партии в балетных спектаклях. Его партнерами по сцене были такие мастера балета, как Галия Измайлова, Бернара Кариева, Гульнора Маваева, Валентина Проскурина, Севилья Тангуриева. Но, даже находясь на лидирующих позициях в театре, Ибрагим Юсупов решил продолжить образование на балетмейстерском факультете Государственного института театрального искусства в Москве. Потом в течение года он стажировался в Большом театре у Юрия Григоровича. В 1964 году Ибрагим Юсупов становится балетмейстером, а вскоре и главным балетмейстером ГАБТа имени Алишера Навои. Среди его постановок «Корсар» и «Жизель» Адольфа Адана, «Тимур Малик» Мухтара Ашрафи, «Золушка» Сергея Прокофьева, «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, «Томирис» Улугбека Мусаева, «Урашимо Таро» Феликса Янова-Яновского.

Главным в творчестве балетмейстера стал 1967 год – год премьеры балета «Спартак» Арама Хачатуряна. Ради этой премьеры, которая состоялась в Ташкенте на год раньше, чем в Большом театре в Москве, композитор приехал в Узбекистан и, совместно с Ибрагимом Юсуповым, работал над спектаклем. Готовясь к постановке, Ибрагим Юсупов тщательно изучал исторический материал, много думал над художественной концепцией. За год до премьеры обратился в Российскую государственную библиотеку искусств, которая в то время носила название Государственной центральной театральной библиотеки. Здесь он готовился к постановке. В архиве библиотеки хранится его Заявка от 1966 года на подбор научных и иллюстративных материалов к балету «Спартак».