Ташкент находился далеко от фронтов, но война была его повседневностью. Город отдавал для победы все силы, которые находил в страстном желании защитить наш общий дом.

Во время войны в Узбекистане действовал 51 театр, в том числе эвакуированные из других республик, были показаны 203 новые постановки, всего прошло 13 568 спектаклей и концертов.

Среди многих национальных театров, сумевших оперативно выстроить работу в условиях военного времени, пальма первенства принадлежала именно узбекскими театрами.

Большой интерес представляет опыт узбекского театра по художественному решению темы дружбы народов, воспитанию чувств патриотизма и интернационализма.

«Бранденбургские ворота» Михаила Светлова – первая современная пьеса, поставленная после окончания Великой Отечественной войны. Спектакль был создан коллективом Узбекского академического театра драмы имени Хамзы в 1946 году. Пьеса Светлова занимает особое место в драматургии, посвященной военной теме. Рассказывая о мужественных людях, о тяжелых потерях и испытаниях на пути к Победе, драматург показывает своих героев в двух временных планах: действие происходит в послевоенном настоящем, но, вспоминая военные годы, герои переносятся в военное прошлое.

Этот обычный для Светлова и необычный для узбекского театра прием создавал большие трудности при сценическом воплощении пьесы. Но отказаться от него, не принять его во внимание – значило разрушить художественную ткань произведения, его образную систему, его лирико-поэтическую природу, весьма привлекательную для узбекских актеров.

Сочетание поэзии и простоты уводило актеров от внешней напыщенности и бытовой приниженности. Актер Алим Ходжаев, игравший солдата Святкина, называл свою роль в этом спектакле одной из любимых. По оценке народного артиста Узбекской ССР Маннона Уйгура спектакль «Бранденбургские ворота» явился «значительным событием в жизни узбекского театра».

Пьеса «Армугон» была написана и поставлена Ахмедом Бабаджановым и Музаффаром Мухамедовым в Музыкальном театре имени Хамзы города Коканда в 1951 году. Она повествует о героизме воинов Великой Отечественной, о гостеприимстве и заботе, которую проявили узбеки к эвакуированным из других республик людям, о помощи, оказанной Узбекистаном фронтовикам. Музыка, сочиненная Талибом Садыковым при участии Вадима Александровича Мейена, во многом способствовала успеху этой постановки.