Обращение к историческому материалу чрезвычайно характерно для военного периода работы узбекских театров. В апреле 1945 года режиссером Манноном Уйгуром на сцене Узбекского академического театра драмы имени Хамзы была поставлена драма Уйгуна и Иззата Султанова «Алишер Навои».

Первый исполнитель роли Алишера Навои – актер Абрар Хидоятов стремился показать величие древней культуры Востока, породившей не менее выдающихся людей, чем Греция, Рим или народы Европы. Впоследствии Хидоятов писал: «Это самая сложная работа в моей жизни. Сложная, потому что образ Навои наиболее любим и узнаваем в узбекском народе, о нем складывают рассказы и легенды».

После некоторой переработки пьеса была вновь показана в 1948 году. Постановочная группа театра во главе с режиссером Манноном Уйгуром на этот раз буквально воскресила на сцене ту историческую обстановку, которая царила при дворе Хусейна Байкары, те невыносимо трудные условия, в которых жил, творил и боролся великий поэт, мыслитель и государственный деятель Алишер Навои.

Главную роль теперь исполнял Алим Ходжаев. Его Навои на первый взгляд был спокоен и непроницаем. Но актер нашел возможность передать зрителю, какие страсти бушуют в сердце героя, как напряженно работает его мысль. Неистребимая вера в грядущее, вдохновенно раскрываемая актером, заставляла поверить в величие жизненного подвига поэта. Образ подруги Навои, сильной и мудрой Гюли, создала в спектакле Сара Ишантураева. В этой небольшой роли актриса воплотила на сцене целую поэму о прекрасной женщине, достойной любви и верности гения. Благодаря Саре Ишантураевой, имя Гюли, стало символом женской чистоты и верности у узбекского народа.

В 1949 году 8 участников спектакля «Алишер Навои» были удостоены Сталинской премии.