Уже в 1920-е годы ведущее место в репертуаре заняли оригинальные пьесы молодых узбекских драматургов. Среди них Умарджан Исмаилов, Зинат Фатхуллин, Зиа Саид, Назир Сафаров, Сабир Абдулла. На рубеже 20—30-х годов начинается творческая деятельность виднейшего узбекского драматурга Камиля Яшена. В послевоенные годы пользуются успехом пьесы Уйгуна, Адыла Якубова и Шукурджана Туйгуна.
Внимание многих театральных коллективов послевоенного времени привлекла пьеса Уйгуна «Песня жизни» . Речь в ней идет о девушке, которая ждет своего жениха с войны. Родные получили известие, что он погиб на фронте, но Ташхон не поверила страшной вести, печаль ее то и дело сменяется надеждой. В Узбекском академическом театре драмы имени Хамзы в 1947 году эту роль исполнила Сара Ишантураева. Ташхон, в ее исполнении, сдержанна, но за внешней сдержанностью скрывается характер смелого, правдивого и чистого человека. Роль старой матери в этом спектакле мастерски играла Замира Хидоятова. Особенно сильное впечатление производила сцена, когда она узнавала о гибели сына. Две короткие фразы, два восклицания – вот и весь словесный материал, которым располагала актриса. Но Хидоятова произносила их так, что эта сцена поднимала весь спектакль до высот большой народной трагедии, которую страна переживала в годы войны.
Среди произведений узбекской драматургии пьеса «Хуррият» занимает особое место. Драматургу Уйгуну, несомненно удались яркие характеры простых людей. Он также поставил ряд актуальных вопросов, в первую очередь, о месте женщины в современной общественной жизни. В спектакле режиссера Ташходжи Ходжаева в Узбекском академическом театре драмы имени Хамзы психологический реализм своеобразно переплетался с традициями народных «устных рассказов», с особенностями народных представлений кызыкчи. В постановке ясно прослеживалась жизнеутверждающая, оптимистическая интонация. Зрители высоко оценили прекрасную работу Сары Ишантураевой. Актриса с большой убедительностью и тонкостью передала характер председателя колхоза Хуррият – чистой, бескорыстной женщины, стремящейся всех сделать счастливыми. Яркий реалистичный портрет с откровенно заостренными сатирическими чертами представил Лутфулла Назаруллаев. Его отставной председатель Касым-ака, покинутый даже ближайшими сторонниками, глубоко задумывается обо всем происшедшем. Немая сцена, исполненная артистом, была отнесена к числу тех знаменитых сцен-пауз, которыми гордится мировое театральное искусство.