После войны в Узбекистане работал 21 театр, шесть из них – в Ташкенте. Творческими поисками театральных коллективов руководила сильная режиссура, представленная выдающимися деятелями узбекской культуры Манноном Уйгуром, Ятимом Бабаджановым, Александром Гинзбургом, Ташходжой Ходжаевым. Лучшие спектакли этого времени свидетельствовали об органичном постижении узбекскими театральными коллективами принципов учения Константина Сергеевича Станиславского.
В 1945 году в театре имени Хамзы была впервые поставлена драма Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» . Отличительными чертами Арбенина в исполнении Наби Рахимова можно назвать разочарование, раздвоенность и внутреннее противоречие между жаждой деятельности и невозможностью найти себе достойное применение. Его Арбенин одинок среди чуждых ему людей. Отсюда – сарказм героя, холодная сдержанность и гордость. Единственный близкий ему по духу человек – молодая жена, разделяющая его взгляды. В последних картинах Арбенин пытается во что бы то ни стало добиться от Нины признания в содеянном и раскаяния, он надеется вновь обрести в ней утерянную родную душу. В сцене безумия Арбенина артист убедительно раскрывал глубину конфликта со светским обществом, доведшим его гордый ум до сумасшествия. Настоящим вызовом звучали его слова: «Не я ее убийца!»
Роль Нины исполнила заслуженная артистка узбекской ССР Назира Алиева. Мягкая, ласковая, полная женственности, она покоряла зрителя внутренней красотой. Прекрасный тембр голоса, широко открытые глаза и нежность облика заставляли полюбить героиню. Высокого трагизма актриса достигала в картине объяснения Нины с мужем. Сознавая свою невиновность, эта полуженщина - полу-ребенок отстаивала свою правоту тем сильнее, чем настойчивее становились подозрения Арбенина. В игре актрисы все было просто и правдиво. Не было позы, наигрыша, ни одного пустого жеста.
В 50-60-е годы углубляется и становится более разнообразным содержание узбекской драматургии, значительно расширяется жанровый и стилевой диапазон сценического искусства. Наблюдается склонность к философскому, поэтическому и публицистическому театру. В репертуаре много классики, в том числе произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова, Гоголя, Островского.
Спектакль «Дядя Ваня» 1958 года в Узбекском академическом театре драмы имени Хамзы интересен не только тем, что это первая постановка чеховской драматургии на узбекской сцене. В этом спектакле суммирован опыт работы театра над русской классикой: умение творчески проникать в замысел автора, верно раскрывать сущность образов, передавать особенности эпохи и стиля произведения. Шукур Бурханов играл Войницкого талантливым, честным, умным человеком. Артист великолепно владел искусством внутреннего монолога, приемами передачи течения мысли своего героя. Запоминалась финальная сцена спектакля. В исполнении Бурханова монолог героя звучал не как сожаление о разбитой жизни, а как мечта о будущем, как начало борьбы с самим собой. Артист, создавший много романтических образов, и в чеховском герое увидел прежде всего стремление к светлому будущему, красоте, чистоте человеческих отношений.
Эркли Маликбоева обычно работала в амплуа травести: играла мальчишек и подростков (Умеш в «Дочери Ганга» и Умар в спектакле «Алжир, родина моя»). Неожиданно раскрылось мастерство актрисы в порученной ей роли Сони. Маликбоева создала подлинно чеховский образ, отмеченный глубиной переживаний, искренностью, чистотой чувств, но, прежде всего, - внутренней твердостью, умением направить свою волю на преодоление страданий.